Пришёл на смену ЗИЛ-164

ЗИЛ-130 — советский грузовой автомобиль производства Завода им. Лихачёва.

История

Разработка перспективного автомобиля ЗИС-125 (будущий ЗИЛ-130) началась на Заводе им. Сталина (ЗИС) еще в 1953 году. Первые опытные образцы были созданы в 1957. В сентября 1962 года было начато серийное, с 1964 — массовое производство. Один из наиболее массовых советских грузовых автомобилей. Всего на ЗИЛ было выпущено 3 380 000 автомобилей до 1994. C 1992 производился на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ). В 2004 после переименования предприятия в Автомобили и моторы Урала (АМУР) получил отраслевой индекс АМУР-53131.

Особенности конструкции

Впервые в советской автомобильной промышленности были внедрены гидроусилитель руля, синхронизированная коробка передач, новая конструкция шарниров карданной передачи, трёхместная кабина, обмыв ветрового стекла, предпусковой подогреватель двигателя и другие новшества.

Двигатель

Машина получила дефорсированный под 72-й бензин двигатель от легковых правительственных ЗИЛ-111, V-образный, 8-цилиндровый. Карбюратор, в изначальном варианте для надежности состоявший из, фактически, 2 карбюраторов в общем корпусе, был значительно упрощён.

Модификации

Во время производства были проведены 2 значительные модернизации семейства ЗИЛ-130 в 1966 и 1977 годах. После второй в частности изменилась решётка радиатора.
ЗиЛ-130 Прототип 1958
ЗиЛ-130 Прототип 1962
ЗиЛ-130-66 — модификация 1966 года.
ЗиЛ-130-76 — модификация 1976 года.
ЗиЛ-130-80 — модификация 1980 года.
ЗиЛ-130-80ГУ
ЗиЛ-130 А
ЗиЛ-130 АН
ЗиЛ-130 АНШ
ЗиЛ-130 Б
ЗиЛ-130 Б2
ЗиЛ-130 Б2Ш
ЗиЛ-130 Б2-76
ЗиЛ-130 В
ЗиЛ-130 В1 (1962—1994) — тягач
ЗиЛ-130 В1-76
ЗиЛ-130 Г — с удлинённой базой (4500 мм)
ЗиЛ-130 Г1
ЗиЛ-130 Г1-76
ЗиЛ-130 ГУ — с особо удлинённой базой (5000 мм), производились отдельные партии с 1977 года.
ЗиЛ-130 ГУ-76
ЗиЛ-130 Д
ЗиЛ-130 Д1
ЗиЛ-130 Д1Ш
ЗиЛ-130 Д2
ЗиЛ-130 Е
ЗиЛ-130 К
ЗиЛ-130 КШ
ЗиЛ-130 Н
ЗиЛ-130 С — северный вариант
ЗиЛ-130 С-76
ЗиЛ-130 Ш
ЗиЛ-ММЗ 130С
ЗиЛ-ММЗ 130П
ЗиЛ-138 А — газобаллоный вариант тягача.

С 1986 года в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новые индексы: ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), ЗИЛ-431510 (ЗИЛ-130Г), ЗИЛ-441510 (ЗИЛ-130В1), ЗИЛ-431810 (ЗИЛ-138), ЗИЛ-431610 (ЗИЛ-138А) и т. д.

Пожарные автомобили на базе ЗИЛ-130

АЦ-30(130)-63 (первоначальное название ПМЗ-63)
АЦ-30(130)-63А
АН-30(130)-64А (первоначальное название ПМЗ-64А)
АЦ-40(130Е)-126
АН-40(130Е)-127
АНР-40(130)-127А
АНР-40(130)-127Б
АЦ-40(130)-63Б[1]

Разное

По лицензии грузовики ЗиЛ-130 выпускались в КНР.

Погрузочная высота кузова автомобиля (бортовой или фургон) составляла 1300—1400 мм, что идентично расположению уровня пола железнодорожного вагона, это позволяет производить перевалку грузов без использования погрузочных рамп на складах.

Существовала катастрофическая нехватка рабочих на сборке автомобилей. Линия сборки двигателей V8 была полностью автоматизирована. Сборку автомобилей на конвейере ЗиЛа осуществляли военные срочной службы, кроме того была распространена практика, когда сотрудники тех автотранспортных предприятий, куда должны были поступить автомобили, выезжали в командировку на завод и в течение нескольких недель работали на конвейере автозавода, фактически сами собирая свои автомобили.

Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю «ЗИЛ-130» был присвоен Государственный Знак Качества СССР. Впрочем, автомобили ранних годов выпуска получали благожелательные отзывы предприятий-потребителей и действительно изготавливались достаточно качественно.

О происхождении Зил-130 существует популярная легенда, будто бы чертежи автомобиля были получены СССР в порядке репарации с побежденной во Второй Мировой войне Японии.

Также ЗиЛ-130 снимался в фильмах «Дневной дозор» и «Ночной дозор», под видом аварийной службы ГорСвета.

Коллекционные копии

Первые модели семейства 130 появились в 1988 году на Каменец-Подольском заводе «Электроприбор»

На заводе выпускались ЗиЛ-ММЗ-555, ЗиЛ-ММЗ-4502, ЗиЛ-5405, ЗиЛ-130В1 с полуприцепом ОдАЗ-885 позже ЗиЛ-130В1 с полуприцепом К4-АМГ с надписью «Борошно» (укр. «Мука»). Сейчас эти модели считаются раритетом.
Также модели делаются фирмой «Киммерия». Цена начинается от 4000 рублей.

Запись опубликована в рубрике Заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *