Сцепление

Сцепление ЗИЛ-130 (рис. 37) — однодисковое сухое, установлено в литом чугунном картере 7. Кожух 9 сцепления закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1 восемью центрирующими (специальными) болтами 23. Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом 9 сцепления и нажимным диском сцепления ЗИЛ-130 3. Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизоли­рующие шайбы. Передача крутящего момента от кожуха 9 сцепления на ведомый диск осуществляется через нажимной диск 3 четырьмя парами пружинных пластин 4.
Выключающее устройство состоит из четырех рычагов 16, которые пальцами 20 соединяются с нажимным диском и вилкой 18. Между пальцами 20 и рычагом 16 поставлены игольчатые ролики 22. Поло­жение рычагов 16 выключения сцепления регулируют при сборке гай­ками 17, которые после регулирования раскернивают. В процессе экс­плуатации автомобиля положение этих рычагов не регулируют.

Рис. 37. Сцепление ЗИЛ-130: 1 — коленчатый вал: 2 — маховик; 3 — нажимной диск; 4— пружинная пластина; 5 — втулка пружинных пластин; 6 — болт крепления пластин; 7 — картер; 8 — нажимная пружина; 9 — кожух; 10 — теплоизолирующая шайба нажимной пружины; 11 — упорный подшипник; 12 — муфта; 13 — оттяжная пружина муфты; 11 — направляющая муфты; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — рычаг выключения сцепления; 17 — регулировочная гайка; 18— вилка; 19 — опорная пластина регулировочной гайки; 20 — пальцы; 21 - крышка картера; 22 — ролики; 23 — болт крепления кожуха сцепления к маховику; 24 — шплинт; 25 — венец маховика; 26 — ведомый диск; 27 — щиток; 28 - ведущий вал коробки передач; 29 — подшипник  ведущего вала.

Рис. 37. Сцепление ЗИЛ-130:
1 — коленчатый вал: 2 — маховик; 3 — нажимной диск; 4— пружинная пластина; 5 — втулка пружинных пластин; 6 — болт крепления пластин; 7 — картер; 8 — нажимная пружина; 9 — кожух; 10 — теплоизолирующая шайба нажимной пружины; 11 — упорный подшипник; 12 — муфта; 13 — оттяжная пружина муфты; 11 — направляющая муфты; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — рычаг выключения сцепления; 17 — регулировочная гайка; 18— вилка; 19 — опорная пластина регулировочной гайки; 20 — пальцы; 21 — крышка картера; 22 — ролики; 23 — болт крепления кожуха сцепления к маховику; 24 — шплинт; 25 — венец маховика; 26 — ведомый диск; 27 — щиток; 28 — ведущий вал коробки передач; 29 — подшипник ведущего вала.

Ведомый диск сцепления ЗИЛ-130 — стальной, с фрикционными накладка­ми, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (с сухим трением стали по стали). Упругой муфтой гасителя яв­ляются восемь равномерно расположенных по окружности пружин 2 (рис. 38)
Ведомый диск сбалансирован. Балансировка осуществляется уста­новкой на ведомом диске балансировочных пластин 10.

Рис. 38. Ведомый диск сцепления ЗИЛ-130: 1 - ведомый диск; 2 — пружина гасителя крутильных колебаний (демпфера); 3 — опорная пластина; 4 — маслоотражатель; 5 — диск гасителя; 6 — ступица ведомого диска; 7 — заклепка; 8 — фракционная накладка гасителя; 9 — фрикционная наклад­на ведомого диска; 10 — балансировочная пластина.

Рис. 38. Ведомый диск сцепления ЗИЛ-130:
1 — ведомый диск; 2 — пружина гасителя крутильных колебаний (демпфера); 3 — опорная пластина; 4 — маслоотражатель; 5 — диск гасителя; 6 — ступица ведомого диска; 7 — заклепка; 8 — фракционная накладка гасителя; 9 — фрикционная наклад­на ведомого диска; 10 — балансировочная пластина.

Для выключения сцепления ЗИЛ-130 применен упорный подшипник 11 (см. рис. 37), установленный на муфте 12 подшипника. В подшипник 11 смазочный материал закладывается на заводе-изготовителе и при эксплуатации и ремонте не добавляется. В процессе ремонта сцепле­ния подшипник при необходимости следует заменить новым. При пра­вильно отрегулированном приводе сцепления зазор между рычагом 16 и подшипником выключения сцепления должен быть равен 3 — 4 мм.
Для выключения сцепления служит педаль, вал которой уста­новлен в кронштейне, закрепленном на левом лонжероне рамы авто­мобиля ЗИЛ-130. Нижний конец рычага 8 связан регулируемой тягой 7 (рис. 39) с рычагом 9 вилки выключения сцепления. Ход педали ограничи­вается упором в пол кабины.

Рис. 39. Привод сцепления ЗИЛ-130: 1 — педаль; 2 — пружина; 3 — сферическая  гайка; 4 — контргайка; 5 — масленка для смазы­вания втулок вилки выключения сцепления; 6 — вал; 7 — тяга; 8 — промежуточный рычаг; 9 — рычаг вилки выключения сцепления; 10 — масленка.

Рис. 39. Привод сцепления ЗИЛ-130:
1 — педаль; 2 — пружина; 3 — сферическая гайка; 4 — контргайка; 5 — масленка для смазы­вания втулок вилки выключения сцепления; 6 — вал; 7 — тяга; 8 — промежуточный рычаг; 9 — рычаг вилки выключения сцепления; 10 — масленка.

 

 

Запись опубликована в рубрике Техническое обслуживание, Шасси. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *