Двигатель ЗИЛ-1Э130 (рис. 17). Накопленный в процессе доводки двигателей первой опытной серии материал дал возможность приступить к созданию второй опытной серии этих двигателей.
В конструкцию двигателей второй опытной серии были внесены следующие изменения.
1. Для улучшения наполнения цилиндров при большой частоте вращения коленчатого вала (в частности, в двигателе для легкового автомобиля) применены клапаны с головками увеличенных размеров и полностью обработанная клиновая камера сгорания со свободными проходами между ее стенками и кромками головок клапанов. Соответственно были расширены впускные и выпускные каналы в головке блока цилиндров.
С увеличением диаметра головок клапанов повысились удельные проходные сечения (см. табл. 6) и соответственно снизились гидравлические сопротивления во впускном и выпускном каналах (см. рис. 12, а и б).
2. Чтобы снизить требования к антидетонационным качествам бензина, для изготовления головки цилиндров был применен алюминиевый сплав, а свеча зажигания расположена в центре камеры сгорания параллельно оси цилиндров (см. рис. 17 и 18).
3. Для устранения прогара днища поршня его толщина сделана увеличивающейся от центра к периферии. Увеличен также радиус перехода от днища по его внутренней поверхности к цилиндрической части поршня.
4. Применен шестеренчатый привод от коленчатого вала к распределительному, так как стоимость цепного привода слишком высока для двигателей грузовых автомобилей массового производства. При шестеренчатом приводе уменьшилось расстояние между осями валов.
5. Чтобы уменьшить количество масла, подаваемого через ось коромысел для смазки пары стержень клапана — направляющая втулка, введен жиклер в канале, подводящем масло к осям коромысел.
6. Для снижения интенсивности подогрева смеси уменьшено сечение перепускного канала, отлитого во впускной трубе.
7. Центрифуга установлена в одном корпусе с фильтром грубой очистки и перенесена в заднюю часть двигателя. Это позволяет уменьшить расстояние от переднего торца блока до передней кромки лопастей вентилятора и соответственно уменьшить габаритную длину двигателя.
8. Применен водяной насос с вводом воды перед крыльчаткой. При такой схеме конструкция насоса получается более легкой и жесткой.
9. Для уменьшения массы и габаритов двигателя впускная труба (служащая одновременно верхней крышкой блока), передняя крышка блока, корпус фильтра грубой очистки и корпус привода распределителя изготовлены из алюминиевого сплава; шестерня привода распределителя и масляного насоса на распределительном валу расположена консольно и уменьшена длина прилитой к блоку верхней половины картера сцепления.
10. В соответствии с новой формой и расположением впускных патрубков в головке блока цилиндров изменена конструкция впускной трубы.
11. Дополнительно для двигателя ЗИЛ-1Э130 был разработан профиль кулачка распределительного вала, отличающийся меньшей «угловой протяженностью» участков сбега. Это было сделано для уменьшения фаз газораспределения, величина которых в профиле кулачка двигателя ЗИЛ-Э130 была завышенной. Скорость клапана на этих участках осталась без изменений.
Фазы газораспределения двигателя ЗИЛ-1Э130 приведены на рис. 19.
Основные параметры двигателей, входящих в семейство, а также степень унификации их деталей остались неизменными (см. табл. 3 и 4).
Скоростная характеристика двигателя ЗИЛ-1Э130 была снята при отключенном подогреве смеси. Как следует из характеристики (рис. 20), двигатель развил мощность 130 л. с. при п =3200 об/мин и крутящий момент 34,6кгс-м при п = 1900 об/мин, что несколько ниже проектных данных.