Ремонт блока цилиндров

Блок цилиндров чугунный с несущей водяной рубашкой и вставными мокрыми гильзами. При установке мокрых гильз долговечность блока повышается, так как износ остальных по­верхностей трения в блоке (отверстий под штангу топливного на­соса, под толкатели, под подшипники коленчатого вала) обычно незначителен.
Для увеличения жесткости блока водяная рубашки разделена перегородками на замкнутые силовые контуры. Максимальные напряжения в блоке, возникающие от действия сил газов и кру­тящего момента, не превышают 370 кгс/см2.
Бобышки с резьбовыми отверстиями под болты крепления го­ловок связаны с наружными стенками блока или с перегородками между цилиндрами, что устраняет деформацию плоскостей при­легания головок. С этой же целью, а также для уменьшения кон­центрации напряжений в средних отверстиях сделаны цековки глубиной 5 мм.
В пяти перегородках блока имеются отверстия для коренных подшипников. Чугунные крышки этих подшипников устанавливают в блок с некоторым натягом, обеспечивающим точное взаимное расположение верхнего и нижнего вкладышей при сборке. При литье крышек в поверхностном слое металла на их внешней, наиболее нагруженной, стороне создается небольшое (до 1,5 кгс/мм2) сжимающее напряжение, что значительно повышает их усталостную прочность.

Над отверстиями под вкладыши коренных подшипников рас­положены отверстия под распределительный вал. В передней пе­регородке установлен упорный подшипник коленчатого вала и имеется полость для слива в картер масла при его заливке в дви­гатель. В задней перегородке расположена маслораспределительная камера и отверстия для установки масляного насоса и корпуса привода распределителя.
Полость в развале между рядами цилиндров, в которой раз­мещены толкатели клапанов, закрывается крышкой, отлитой как одно целое с впускной трубой; передняя и задняя кромки крышки ложатся на блок, а боковые плоскости — на головки блока. Между сопрягаемыми поверхностями впускной трубы, блока цилиндров и головок блока установлены резиновые прокладки.
К переднему торцу блока крепится насос системы охлажде­ния и крышка, закрывающая шестерни привода распределитель­ного вала, а к заднему торцу — картер сцепления, который цен­трируется по двум штифтам диаметром 18 мм.
В задней части на боковых стенках блока установлены кра­ники для слива воды.

 

Самый проходимый российский мотоцикл это мотоцикл Тула, он очень надежный и выносливый.
Гильзы цилиндров отливаются из чугуна СЧ18-36 с ограни­ченным до 5% содержанием феррита (твердость чугуна НВ 196, не менее). В верхнюю часть гильзы на длину 50 мм запрессована вставка из коррозионностойкого аустенитного чугуна следую­щего состава: 2,3—2,8% С, 1,9—2,2% Si, 0,6—1,0% Mn, до 0,5% Р, до 0,1% S, 1,8—2,2% Cr, 16,0—17,5% Ni, 7,0—7,5% Cu, остальное железо. Твердость чугуна вставки НВ 137—197. При­менение такой вставки снижает износ верхней части гильзы при­мерно в 2—4 раза и увеличивает ее моторесурс до 200 тыс. км.
Разработан также вариант гильзы с наплавленным поясом из аустенитного чугуна. При этом существенно упрощается меха­ническая обработка гильзы, снижается расход дорогостоящего материала, улучшается теплопередача через стенки гильзы и более надежной становится операция расточки ее при ремонте. Кроме того, процесс наплавки гильзы поддается автоматизации, что снижает трудоемкость ее изготовления.
Напряжения растяжения в гильзе от сил газов составляют 300—350 кгс/см2. Наибольшие местные напряжения у верхнего опорного бурта гильзы равны 500— 550 кгс/см2. Запас прочности гильзы — не менее 3.
Бурт гильзы зажимается головкой блока через уплотняющую прокладку, при этом водяная рубашка уплотняется по верхнему торцу гильзы. Нижний пояс гильзы уплотняется двумя резино­выми кольцами, установленными в ее канавках. Натяг резино­вых колец в канавках создает достаточное уплотнение стыка. Практика показала, что при принятой схеме крепления гильзы надежно фиксируются в блоке.
Несмотря на отсутствие случаев разрушения гильзы в экс­плуатации толщина ее стенки была увеличина с 6 до 7,5 мм и, кроме того, была введена механическая обработка наружной по­верхности гильзы. Эти мероприятия устранили колебания тол­щины стенки одной гильзы и позволили выдержать требуемый допуск на нецилиндричность ее внутренней поверхности.
Размеры уплотнительных колец из маслостойкой резины 4161 на основе нитрильного каучука твердостью 40—55 по ТИР при длительной эксплуатации уменьшались в большей степени, чем это допускалось предварительным натягом колец в канавках. Поэтому кольца стали изготовлять из маслостойкой резины 6632 на основе нитрильного каучука и наирита с твердостью 50—60 по ТИР. Испытания этой резины при высокой температуре в те­чение длительного времени показали, что она увеличивается в объеме, вследствие чего первоначальный натяг не уменьшается.

Запись опубликована в рубрике Ремонт двигателя, Техническое обслуживание. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *