Смазочная система ЗИЛ-130

Смазочная система двигателя ЗИЛ-130 смешанная: масло подается под дав­лением и разбрызгиванием (рис. 17). Охлаждается масло в радиаторе.
Масляный насос — двухсекционный, шестеренный. Верхняя сек­ция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редук­ционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегули­рован на давление 320 кПа (3,2 кгс/см2), не менее, и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую. Пере­пускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2).
Фильтр очистки масла ЗИЛ-130 (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом (центрифуга), включен в смазочную систему последователь­но. Корпус 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, соз­даваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.
Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. После остановки двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться 2—3 мин, при этом слышен своеобразный звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находя­щиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, на которых они откладываются, в результате чего образуется плот­ный осадок. Этот осадок удаляют при чистке центрифуги, одновре­менно со сменой масла в картере двигателя.
Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20—30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее:
1)  отвернуть гайку 15 и снять кожух 8;
2)  вывернуть пробку в корпусе 21 и вставить в отверстие стер­жень, удерживающий корпус от вращения;
3)  отвернуть гайку 14 крышки ключом для завертывания свечей, снять крышку 5 корпуса вместе с гайкой 14;
4)  снять вставку 7 центрифуги и сетчатый фильтр 6;
5)  очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их, при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;
6)  очистить от грязи прокладку 2 кожуха.
Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недо­пустимо, так как приводит к течи масла.

Рис. 17. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-130: а — общая схема смазывания; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регули­ровочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — масляный насос; 2 — канал для подвода масла от насоса к фильтру; 3 — маслораспределительная камера; 4 — указатель давления масла; 5 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 6 — центробежный фильтр очистки масла; 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор, смазываемый разбрызгиванием; 9 — левый магистральный канал; 10 — трубка подвода масла для смазывания компрессора; 11 — трубка для слива масла из ком­прессора; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — полости для центробежной очистки масла а шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый магистральный канал; 15 —  маслоприемник; 16 — трубка подвода масла в масляный радиатор; 17 — кран выключения масляного радиатора; 18 - канал в стойке коромысла клапана; 19 — полая ось коромысла; 20 – отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра.

Рис. 17. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-130:
а — общая схема смазывания; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регули­ровочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — масляный насос; 2 — канал для подвода масла от насоса к фильтру; 3 — маслораспределительная камера; 4 — указатель давления масла; 5 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 6 — центробежный фильтр очистки масла; 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор, смазываемый разбрызгиванием; 9 — левый магистральный канал; 10 — трубка подвода масла для смазывания компрессора; 11 — трубка для слива масла из ком­прессора; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — полости для центробежной очистки масла а шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый магистральный канал; 15 — маслоприемник; 16 — трубка подвода масла в масляный радиатор; 17 — кран выключения масляного радиатора; 18 — канал в стойке коромысла клапана; 19 — полая ось коромысла; 20 – отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра.

Запись опубликована в рубрике Двигатель, Техническое обслуживание. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *